Музейный патриотический проект «Живём и помним»

×

Статус

Спасибо за голос!

Самый отважный и дерзкий

Летом 1942 года прохожие центральных улиц города Бобруйска наблюдали такую картину: из окон немецкой машины «Оппель» светловолосый офицер в немецкой форме разбрасывал листовки. Жители оккупированного города уже привыкли к тому, что оккупанты Бобруйского гарнизона призывают бобруйчан повиноваться новому порядку, угрожая расстрелом за малейшее неповиновение. В крупном немецко-полицейском гарнизоне выходила газета «Новый путь», которая вовсю хвалила и пропагандировала новый немецкий порядок и его благо, изредка листовки разбрасывались на улицах. И жители не проявляли к ним интереса.

В городе с 1 июля 1941 года действовали укрепленный гарнизон. На территории Бобруйской крепости был устроен страшный пересыльный лагерь для военнопленных ШТАЛАГ № 131. Всего за трехлетний период оккупации Бобруйска было уничтожено около 44 тысяч советских военнослужащих. В городе было создано еврейское гетто. За порядком следила специальная служба порядка немецких оккупационных войск. Она насчитывала около 200 полицейских и не обращала внимания на то, что служба пропаганды расклеивает или разбрасывает свои листовки, в которых призывают бобруйчан записываться на службу в полицию.

Но те, кто случайно поднял те небольшие листочки и прочитал несколько строк, были ошарашены - немецкая листовка призывала бить фашистов и помогать партизанам. Это было невероятно! Неужели в самом центре города среди бела дня появились партизаны! Люди прятали листовки и спешили в укрытие, чтобы прочитать текст, за который могли расстрелять на месте.

Когда кто-то из полицейских обратил внимание на текст листовки, в городе подняли тревогу. Но переодетых партизан уже и след простыл. Смельчаки были уже в партизанском лагере 128-го партизанского отряда.

Возглавил группу разведчиков заместитель командира отряда Иван Евдокимович Марков. Это он в форме немецкого офицера решил рискнуть, чтобы вселить в сердца людей надежду на победу над врагом. Об отваге и мужестве этого человека ходили легенды. Чего только стоит история, как он добыл оружие прямо в Бобруйской крепости.

Однажды партизаны узнали, что в Бобруйской крепости, в урочище Еловики, оборудованы оружейные склады, и они охраняются не очень тщательно. У Вани созрел рискованный и дерзкий план. Командир отряда Свистунов не стал отговаривать его, в 128-м отряде действительно сложилась критическая ситуация: катастрофически не хватало оружия. Несколько ночей Свистунов, начальник штаба Сперанский и Марков разрабатывали секретный план. Партизаны переоделись в полицейских и на подводах двинулись в Еловики. Через два дня четыре подводы патронов были доставлены в партизанский лагерь. Послали восемь подвод — и снова успех. А потом осмелели: больше двадцати подвод нагрузили и вывезли также без приключений. Делалось это, по словам Ивана Маркова, очень просто: охраны около самих складов не было, все шесть немецких постов размещены на дорогах у въезда в город. А партизаны пробирались в урочище не по дорогам, а лесом. Склады находились так далеко от караулов, что немцам не было слышно, как партизаны сбивали тяжелые замки и нагружали возы. Однако пропажа боеприпасов в конце концов была обнаружена, и комендант Бобруйского гарнизона приказал взорвать склады. — Ах так! — возмутился Иван Марков. — Теперь комендант будет выдавать мне патроны со своего склада в крепости. Сказано — сделано. Решили ехать за патронами в Бобруйскую крепость. Благодаря Льву Астафьеву сфабриковали накладную на имя коменданта Глусской полиции. Небольшая группа смельчаков во главе с Марковым, вооруженная автоматами, с полицейскими повязками на рукавах выехала в Бобруйск. Благополучно проехали на территорию крепости. Фальшивой накладной и полицейских повязок на руках оказалось достаточно для проезда через все посты. Накладная не вызвала сомнений и у начальника склада, неуклюжего верзилы с синим носом. Подписывая документы, он только поинтересовался, где сам начальник полиции, но и тут Иван Марков не растерялся, на ходу придумал правдоподобную историю.

Только при выезде из города, около моста через Березину, получилась заминка: у партизан не было специального ночного пропуска - пришлось застрелить часового.

Кинули убитого в подводу — и галопом через мост, а за мостом пьяными голосами затянули песню: «Развевайся, чубчик кучерявый, развевайся, чубчик, на ветру!..»

По шоссе навстречу ехали немецкие машины с солдатами. Но никому и в голову не пришло проверить встречных весельчаков.

Проехав километр, свернули с шоссейной дороги на деревню Зеленку, а там в лес. Ночью Марков и его хлопцы были уже в партизанском отряде...

Погиб Ваня в феврале 1943 года в бою в Березинском районе. Вечная память и слава герою!

636