Что Вам известно о "морозном стекле"?

В нашем музее есть экспонат, выполненный в такой уникальной и сложной технике - графин.

Немного об истории техники создания морозного стекла...

Считается, что «морозное стекло» (кракле) открыли венецианские мастера в эпоху Ренессанса, а в XVI– XVII веках эмигранты¬ стеклоделы распространили этот секрет во многих странах Европы.

Как писал Эпсли Пеллат в своей книге «Любопытные факты о стеклоделии», изданной в 1849 году, эта техника впоследствии была забыта, и ни богемские, ни французские мастера ею не пользовались, пока он вновь не открыл ее cамостоятельно.

Технология получения «морозного стекла» заключалась в том, что заготовку для сосуда, накаленную почти добела, опускали в холодную воду, немедленно доставали, вновь разогревали до пластичного состояния и продолжали дутье.

Если это происходило достаточно быстро, то тонкие трещины, покрывшие стекло, вновь сплавлялись, но оставались видимыми и создавали интересный визуальный эффект.

Пеллат описывает получавшуюся в результате такой обработки поверхность как «покрытую неравномерно расположенными прожилками, рельефными неровностями, как у мрамора, и переплетающимися трещинами».

Он назвал свое изобретение «старым венецианским морозным стеклом», во Франции этот метод получил название «кракле».Степень выраженности эффекта, как представляется, зависит и от состава стекла, и от конкретных условий обработки. Идея «морозного стекла» была быстро подхвачена другими производителями, и они научились получать подобный эффект различными способами.

Например, еще один «горячий» метод, которым пользовались на фабрике Бакхуса в Бирмингеме, а также многие богемские мастера, заключался в размещении ровного слоя мелкой стеклянной крошки на катальной плите, после чего по ней прокатывали пузырь из расплавленной стеклянной массы.

В отличие от настоящего кракле этот метод действовал лишь на поверхность стекла, и важным его недостатком было то, что на изделии часто оставались острые края стеклянных фрагментов.

Были у него и достоинства – например, нанесение таким способом крошки из цветного стекла на основу из непрозрачного белого или бежевого стекла создавало интересный эффект.

В конце XIX века были разработаны новые методы достижения эффекта «морозного стекла», для которых разогрев стеклянной заготовки уже не требовался.

Чаще всего эффект достигался удалением части поверхности, так что обработанная поверхность располагалась ниже уровня первоначальной необработанной поверхности стекла – например, в самом распространенном случае «морозный» Эффект имитировался протравливанием свинцового хрусталя концентрированной кислотой.

Это давало менее рельефный и не такой интересный результат, как при горячем методе, однако некоторые мастера, такие как Жан Дом (Jean Daum) и Морис Марино (Maurice Marinot), достигали замечательных успехов при глубоком травлении толстых заготовок. Другой способ предусматривал нанесение на поверхность сосудов, предварительно матированную травлением или пескоструйной обработкой, крепкого раствора горячего клея.

При высыхании и остывании клей сжимался и при этом откалывал кусочки стекла от поверхности, создавая своеобразный эффект. При изготовлении дешевых изделий эффект «морозного стекла» имитировался в прессформах.

В 1930-х годах подобной имитации также пытались добиться, нанося на поверхность изделия с помощью пульверизатора эмаль, которая затем прокаливалась в печи.

Увы, узнать каким из способов создавался этот узор на нашем графине не представляется возможным, но зато есть возможность увидеть его в нашем музее.

Добро пожаловать в музей ежедневно, кроме понедельника в 8 до 17 часов.

625